Армянская церковь Св.Сергия построена в 1363 году. Архитектура храма сохраняет особенности средневековых армянских цервкей.
Храм святого Сергия (Сурб-Саркис) — памятник армянской средневековой архитектуры, построенный в XIV веке. По некоторым данным эта церковь была возведена еще до прихода в город генуэзцев, колокольню к ней пристроили в XV столетии. Здание состоит из нескольких помещений, построенных в разное время: основной зал, гавитом и находилось двухэтажное здание скриптория, ныне не сохранившегося. Скрипторий был центром армянской культуры в средневековой Кафе.
Здание неоднократно перестраивалось и отличается оригинальностью планировки, а также сложным объемно-пространственным решением. Центральная часть здания с тремя полукруглыми апсидами находится под полуциркульным сводом на подпружных арках. Стены храма сложены из блоков местного известняка, а также мраморных плит («хачкары»).
Постройка датируется 1363 годом, но существуют предположения, что это один из древнейших армянских храмов Феодосии, сооруженный в Х–ХI веках, еще до появления в Крыму генуэзцев.
Рядом с церковью Святого Саркиса прежде находилось кладбище, где обретали приют люди известные и достойные. Неподалеку расположен еще один из древних армянских храмов — храм Архангелов Михаила и Гавриила.
В плане здания лежит прямоугольник с алтарным выступом и полуциркульным сводом, перекрытым двускатной черепичной крышей. Алтарь ориентирован на восток, в нем имеется купель, украшенная каменной резьбой.
Стены Сергия (Саркиса) церковь сложены из крупных блоков известняка, швы тщательно затерты. Снаружи и внутри в стене множество плит из мрамора и известняка — так называемые «хачкары» (крест-камень) — гордость средневекового искусства Армении, которые устанавливались по особым случаям. Здание церкви Святого Сергия имеет два зала и придел, соединивший церковь и звонницу. Находящаяся рядом с храмом Святого Саркиса звонница построена в XV веке в стиле армяно-малоазиатской архитектуры. Она выполнена в виде беседки-кивория и покрыта красивым причудливым орнаментом.
Портал (вход в церковь), сейчас не связан с основным зданием храма. Он возвышается к западу от основного сооружения и представляется собой четыре массивных столба соединенных стрельчатыми арками и перекрытым крестовым сводом. У входа в храм Святого Сергия, по обеим сторонам дверей, — два григорианских креста. Прежде вход был украшен ореховой дверью с искусной резьбой. Сейчас одна из ее половинок выставлена в Эрмитаже, вторая — в экспозиции Феодосийского краеведческого музея. Интерьер церкви Сергия (Саркиса) был расписан орнаментами в технике фрески (сохранились фрагменты).
Церковь принадлежала армяно-григорианской общине города, здесь был крещён знаменитый маринист И.К.Айвазовский (по происхождению армянин). Дом родителей художника находился недалеко от церкви. Здесь же Айвазовский венчался со своей второй женой – Анной Никитичной. Для любимой церкви художник написал ряд икон: «Хождение по водам» (1897 г.), «Богоматерь с младенцем», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Крещение», «Тайная вечеря». Эти произведения сохранились и сейчас находятся в постоянной экспозиции Национальной картинной галереи имени И. К.Айвазовского.
Реконструкция армянской церкви Сергия (Саркиса) в Феодосии проводилась в 1965–1970 гг., в ходе нее были восстановлены крыша, пол, покрытие портала и перекрытие притвора. Кроме того, фрески и живопись были очищены от более поздних наслоений. В стене храма Святого Сергия, над дверью, имеется плита с армянской надписью, сообщающая о том, что в 1888 году храм был перестроен на средства, выделенные И. К. Айвазовским, поскольку значительно пострадал во время пожара.
Здесь же, в ограде церкви, находится последнее пристанище великого художника. Вся Феодосия провожала его в последний путь в 1900 году, похоронив в усыпальнице на этой земле. В 1903 году на могиле Айвазовского его женой, Анной Никитичной, был воздвигнут памятник-саркофаг из цельного куска белоснежного мрамора. На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900». На другой стороне надпись на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Рядом находится склеп, где в 1944 году похоронена жена художника.
Церковь Сурб Саркис является действующей и принадлежит армянской общине города.