Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского — это уникальный, всемирно известный музей маринистической живописи.
Феодосийская картинная галерея — один из старейших художественных музеев Феодосии и Крыма. Ее экспозиционные залы расположены в здании, где прошла жизнь и творчество выдающегося русского мариниста И.К. Айвазовского (1817-1900). В 1845 году на живописном берегу моря И.К. Айвазовский начинает строительство большого дома. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он создает большую часть из шести тысяч написанных им картин. Эту мастерскую посещают И.И. Шишкин, И.Е. Репин, известный коллекционер П.М. Третьяков, писатель А.П. Чехов. Из ее стен выходят многие талантливые ученики живописца.
В 1880 году к своей мастерской И.К. Айвазовский пристраивает огромный выставочный зал — картинную галерею. Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаяся большой известностью уже при жизни мастера. Правда, экспозиция тогда еще не имела постоянного характера, так как полотна мариниста отправлялись на выставки в крупные города России и за границу, а их место занимали новые, только что написанные.
Здесь на специально построенной сцене выступали знаменитые: музыкант А. Рубинштейн и композитор А. Спендиаров, актеры Мариинского и Александринского театров Санкт-Петербурга М. и Н. Фигнеры, К. Варламов, армянский артист-трагик Петрос Адамян. Уже в то время галерея Айвазовского была центром художественного, музыкального и театрального искусства в Крыму. Эти традиции живут и по сей день.
Таким образом, 1880 год принято считать годом основания картинной галереи. При жизни Айвазовского галерея была известна далеко за пределами Крыма, она стала своеобразным культурным центром Феодосии.
В 1900 году после смерти И.К. Айвазовского картинная галерея становится собственностью города. В духовном завещании живописца записано:
«...Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу...».
После смерти художника она продолжала существовать, но, по сути дела, это был самый глухой период ее истории. Хотя согласно завещанию Айвазовского галерея стала собственностью Феодосии, городские власти мало заботились о ее деятельности.
Период настоящего расцвета галереи начался после установления Советской власти в Крыму. В 1921 году дом Айвазовского и собрание картин были национализированы и стали достоянием народа.
Здание картинной галереи и в прошлом веке, и в настоящее время выделяется среди архитектурных построек города. Возведенное на самом берегу моря, оно несколько напоминает итальянские виллы. Это впечатление усиливало необычная для этих мест окраска стен в темно-красный цвет, наличие в нишах скульптурных изображений античных богов и вертикальные линии пилястров серого мрамора по всему фасаду. Кружевная вязь переплетов балконов завершает это сходство. Создавая проект, художник заранее хорошо продумал и предусмотрел назначение всех помещений. Поэтому парадные гостиные в то время не соприкасались с жилыми помещениями, а рабочий кабинет и мастерская были непосредственно связаны с выставочным залом. Высокие потолки комнат, старинный паркет в залах второго этажа, широкая панорама Феодосийского залива, открывающаяся из окон, создают впечатление простора и атмосферу романтической приподнятости.
Основой собрания Феодосийской картинной галереи были 49 картин, завещанные художником городу. В основном это были работы, исполненные мастером в последние годы жизни, поэтому они не давали полного представления о многогранном даровании живописца.
В 1922 году, когда картинная галерея гостеприимно распахнула двери перед первыми советскими посетителями, в ее экспозиции были только эти живописные работы Айвазовского. В 1923 году в галерею поступило значительное собрание произведений (523 единицы), принадлежавших внуку Айвазовского, художнику М. Лари. Позднее поступили работы художников Л. Лагорио, А. Фесслера. В 1925 году была приобретена первая папка с графическими листами Айвазовского. В 1927 году экспозиция галереи пополнилась работами К. Богаевского, М. Волошина. Под экспозиционные залы начали использовать бывшие жилые комнаты второго этажа. В 1930-е годы из музеев страны в фонды галереи поступило значительное количество произведений самого Айвазовского, его учеников, а в 1940 году — небольшая, но весомая коллекция марин западноевропейских мастеров XVII—XIX веков из Государственного Эрмитажа. Таким образом, за два послереволюционных десятилетия Феодосийская картинная галерея изменилась неузнаваемо. Собрание картин и рисунков Айвазовского в ней возросло до 150. По сравнению с 1923 годом более чем в 15 раз увеличилось количество посетителей, совершенствовались многие формы массово-популяризационной, собирательской и научноисследовательской работы.
С первых дней Великой Отечественной войны было принято решение об эвакуации коллекций из Феодосии. Ночью 30 сентября 1941 года сокровища галереи были погружены на теплоход «Калинин». Через несколько часов корабль благополучно дошел до Новороссийска. Далее путь картин лежал на Краснодар, где была временно развернута выставка. После этого коллекция почти два года находилась в столице Армении — Ереване. Только осенью 1944 года она вернулась в Феодосию. 2 мая 1946 года, после того как был восстановлен дом Айвазовского, галерея возобновила деятельность. В послевоенные годы произведения Айвазовского были выставлены в восьми залах. В остальных четырех разместились работы его учеников, современников, внуков. В соответствии с этим экспозиция галереи делится на два отдела. Открывает экспозицию мемориальный раздел. Его экспонаты отражают основные моменты жизни и творчества самого художника, этапы развития и деятельности картинной галереи.
Основой собрания галереи считается экспозиция Выставочного зала № 2, называемого Большим. Представленные здесь работы охватывают весь творческий путь Айвазовского, начиная со времени обучения его в Петербургской Академии художеств и кончая произведениями, созданными в последние годы жизни. Начало творческого пути художника характеризуют такие пейзажи, как «Берег моря ночью» (1837), «Ялта» (1838), «Старая Феодосия» (1838). В картине «Берег моря ночью», выполненной художником в период его обучения в Академии, мастерски написаны серебристо-синее небо с низко мчащимися тучами, взволнованное золотисто-зеленое море, накренившиеся под порывами ветра корабли. С большим мастерством, хотя и под влиянием С. Щедрина, написана картина «Ялта». Молодой художник сумел передать своеобразие и красоту пейзажа. Не стремясь к сложному сюжету с тщательно продуманной композицией, он в данном случае «богатство мелодии» извлек из незатейливого мотива, подобно тому, как великий музыкант, извлекает ее из самого простого инструмента.
В становлении таланта Айвазовского важную роль сыграли годы, проведенные за границей. Знакомство с шедеврами мирового искусства в музеях Европы обогатило его, а великолепная природа Италии вдохновила на создание таких произведений, как «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1842), «Неаполитанский залив утром» (1843), «Кораблекрушение» (1843). По этим работам можно судить, что уже тогда Айвазовский проявил умение чувствовать цвет, линию, композицию, стремился наполнить свои полотна светом. Одной из самых лиричных страниц творчества замечательного мариниста можно считать его прелестные лунные марины. К их числу следует, прежде всего, отнести такие пейзажи, как «Георгиевский монастырь» (1846), «Венеция» (1849). В последнем особенно хорошо передано ощущение величавого покоя, тишины, одухотворенности. Великолепен центр картины, озаренный лунным сиянием, которое, постепенно затухая, окутывает даль и словно растворяется в густой синеве ночного неба. Романтический характер творчества Айвазовского особенно ощутим в его работе «Море» (1853). Полотно привлекает жизнерадостностью, удивительной поэтичностью в изображении залитой багрянцем заката Коктебельской бухты.
Айвазовский, носивший почетное звание живописца Главного морского штаба, создал немало картин, посвященных боевой истории русского военно-морского флота. Среди них «Бой в Хиосском проливе» (1848), «Чесменский бой» (1848), «Осада Севастополя» (1859), «Малахов курган» (1893), «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» (1892), «Черноморский флот в Феодосии» (1890) и другие. Зрелым мастерством отличается картина 1864 года «Море», также экспонируемая в этом зале. В этом произведении художник сумел создать романтически приподнятый, проникновенный образ морской стихии. Интересны картины художника, написанные в последнее двадцатилетие его жизни. Как и в прежние годы, он любил писать вольные морские просторы, наполненные ветром паруса кораблей, величавую голубизну неба. Философской содержательностью отмечена картина «Восход луны в Феодосии» (1892). Древний город с его богатой многовековой историей был для Айвазовского источником подлинного вдохновения. Его всегда волновали вопросы, связанные с развитием родного города. В этом плане интересна картина «Первый поезд в Феодосии» (1892). В ней удачно переданы соотношения темной массы берега, мерцающего зеленоватым светом моря и озаренного лунным сиянием неба. К 100-летию присоединения Крыма к России Айвазовским была написана картина «Приезд Екатерины II в Феодосию» (1883). В главном выставочном зале центральное место занимает монументальное полотно «От штиля к урагану» (1895), в котором Айвазовский с большим мастерством запечатлел три состояния моря — штиль, надвигающуюся бурю и ураган.
Одно из самых совершенных творений Айвазовского— «Среди волн» (1898). Этот пейзаж — подлинная жемчужина собрания галереи. В нем художник великолепно передал пластическую красоту разбушевавшихся волн, воплотил героический и в то же время проникновенно-лирический образ моря. Как и большинство произведений Айвазовского, картина «Среди волн» написана импровизационным методом. Разносторонность дарования художника подтверждают его произведения, экспонируемые в залах второго этажа. Чертами яркой декоративности отмечена работа «Берег моря. Лунная ночь» (1856). Приметы типичного южного городка и величественную панораму гор запечатлел Айвазовский в картине «Алушта». Она словно соткана из света и воздуха; радужная игра голубых, зеленоватых, золотистых оттенков покоряет воображение. Торжественный гимн солнцу, мелодия рождающегося дня звучат в картине «Восход солнца» (1878). Эти и другие произведения художника разных лет экспонируются на стенах балкона-перехода, что ведет к бывшей мастерской художника. Сейчас в ней выставлены в основном работы конца века. Это автопортреты 1892—1898 годов, картины на исторические и мифологические сюжеты «Наполеон на острове св. Елены» (1897), «Путешествие Посейдона по морю» (1894), а также одно из лучших произведений Айвазовского «Прибой у крымских берегов» (1892). В картине линия горизонта условно разделяет холст на две почти равные части, вследствие чего массы неба и моря оказались уравновешенными. Произведение лишено детализации, оно написано в широкой, свободной манере, с преобладанием холодных серо-серебристых и серебристо-оливковых тонов. В нем особенно заметен тот перелом, который у Айвазовского начался еще в 1870-е годы, когда на смену раннему романтизму с его эффектными бурями и молниями, красивыми восходами и закатами пришел более объективный взгляд на природу.
В бывшем рабочем кабинете художника экспонируются картины, созданные им под впечатлением от многочисленных путешествий. Воспоминания о пребывании в Италии в 1840-х годах легли в основу его работы «Итальянский пейзаж. Вечер» (1858). Тщательная детализация, «гладкая» манера письма, яркость колорита картины характерны для живописи художника этих лет. Совсем по-иному решено произведение «Ниагарский водопад» (1893). Впечатление от увиденного здесь столь велико, что художник на первое место ставит эмоции, избегая излишней детализации. Живопись этого полотна свойственна последним годам творчества художника. В картинах «Туманное утро в Италии» и «Буря на Ледовитом океане» (обе 1864 года) художнику средствами живописи удалось создать своеобразный колорит, передать особенности природы жаркого юга и сурового севера. Рядом с рабочим кабинетом мариниста находилась одна из больших гостиных. Среди экспонируемых в ней произведений обращают на себя внимание полотна, в которых запечатлена природа Украины.
В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи Айвазовского, который был одним из самых богатых художников России. Многие из них никогда раньше не выставлялись.
Экспонаты этого зала помогают понять стиль эпохи, дают возможность ознакомиться с высоким художественным мастерством создателей декоративно-прикладного искусства, больше узнать о жизни и творчестве И.К. Айвазовского.
В горизонтальных витринах торжественно блистают поздравительные адреса, преподнесенные маэстро в юбилейные дни, богато украшенные драгоценными металлами. Основными элементами украшений являются чеканенные высоким рельефом буквы текста, обрамляющий его сложный растительный орнамент. Вензель художника, герб города другие элементы украшения покрыты яркой немеркнущей эмалью, подчеркнуты с помощью сочетания техники чеканки и гравировки.
Один из самых ценных экспонатов – мольберт с блокнотом, на обложке которого ювелирно выгравирован морской пейзаж с картины И.К. Айвазовского «Большой рейд в Кронштадте» (1836).
В витринах-кубах представлены предметы быта – посуда, столовые приборы, русское шитье XIX века, статуэтки, венецианское зеркало, шкатулка из красного дерева с вензелем Айвазовского. Привлекают взгляд уникальные декоративные кружки Императорского фарфорового завода, на которых в медальонах даны погрудные изображения царствовавших особ.
В соседнем здании галереи – доме сестры художника, можно увидеть не только собрание картин Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, но и работы современников великого художника – М. Волошина, Л. Лагорио, К. Богаевского, учеников Айвазовского – М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников-маринистов.
Постоянно действуют выставки: Библейские произведения И.К. Айвазовского. Религиозная живопись И.К. Айвазовского – малоизвестная страница творчества художника. В произведениях «Хождение по водам», «Богоматерь с младенцем», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Крещение» и др. выражена причастность к вечному.
Западноевропейская марина XVII-XIX веков. Представлены произведения голландских, французских, датских и немецких художников-маринистов.
Эксклюзивная выставка: Картина И.К. Айвазовского «На смерть Александра III» (1894).
Это загадочное, необычное для творчества И.К. Айвазовского произведение было написано в дни траура по императору. Айвазовского принимали при дворе Александра III. Художник использовал благожелательное отношение со стороны царя в интересах Феодосии. При Александре III в городе были построены морской торговый порт, железная дорога, собор Александра-Невского. Благодарными феодосийцами по инициативе И.К. Айвазовского был установлен памятник Александру III. Его именем была названа центральная площадь города. Один из высших орденов России – орден Белого Орла был вручен знаменитому мастеру морских баталий за подписью Александра III.
Вот почему так близко к сердцу Айвазовский воспринял трагическое известие. Вот почему холст обладает сверхъестественной силой воздействия. Огромное по размерам полотно (249х164) не экспонировалось ни при жизни художника, ни в наши дни. Прошло почти 110 лет со дня создания этой картины. В зале, где экспонируется картина, воссоздана обстановка гостиной XIX века. Сотрудники галереи расскажут Вам об императоре Александре III, о связях Айвазовского с императорской семьей. Одновременно проводится дегустация красного вина «Ливадия» - любимого вина императора Александра III.
У фасада картинной галереи благодарные феодосийцы поставили в 1930 году памятник великому художнику-маринисту И.К. Айвазовскому, своему земляку, который очень много сделал для города (его можно посмотреть на веб-камере).
Памятник И.К. Айвазовскому представляет собой бронзовую фигуру художника, в момент творческого вдохновения, сидящего на пьедестале с палитрой и кистью в руках и пристально вглядывающегося в морскую даль. На пьедестале высечены слова: «Феодосия – Айвазовскому». Работа скульптора И.Я. Гинцбурга, который лично знал художника.